Конечно же, совсем без неликвидов деятельность аптеки невозможна, какое же количество товаров без движения на остатках аптеки можно считать нормальным?
Примерная доля затоваривания неликвидами (процент от общей суммы товарных запасов в закупочных ценах):
- От 1% до 3% - норма
- От 4% до 8% - выше нормы, такой показатель говорит о том, что необходимо работать над качеством товарных запасов и избавляться от неликвидов
- От 8% и выше - показатель затоваривания неликвидами, говорит о том, что, скорее всего, аптечная организация неэффективно планирует и управляет ассортиментом
Общее правило - чем больше товарооборот аптеки и ее товарные запасы, тем больший процент затоваривания допустим.
Алгоритм для работы с непродающимся ассортиментом выглядит следующим образом:
1. Определение параметров, по которым товар будет считаться неликвидом
2. Выявление таких позиций
3. Принятие решения о том, что делать с выявленными товарами без движения и его реализация
4. Анализ причин появления неликвидов и оптимизация работы с товаром для уменьшения неликвидных позиций
Определение параметров, по которым товар будет считаться неликвидом
Каждая аптека имеет свои критерии, по которым будут определяться товары без движения. Как правило, неликвидами считаются товары, которые находятся в аптеке без движения более 90 дней, а также товары с истекающим сроком годности. Кроме этого к неликвидам можно отнести заказанные по какой-либо ошибке товары.
Выявление товаров без движения на остатках аптеки
Для этого используются отчеты в программе автоматизации вашей аптеки, также может быть эффективной инспекция полок на предмет выявления товаров, которые явно потеряли товарный вид и имеют все признаки того, что они относятся к непродающемуся ассортименту.
Какие параметры необходимо проверять в отчетах?
1. Начните с выявления товаров, у которых срок годности близок к завершению или уже истек.
2. Также полезно найти товары, у которых в программе по какой-то причине срок годности не указан, так как наличие таких позиций - это высокий риск продажи товаров с истекшим сроком годности.
3. Необходимо проверить количество дней наличия товара в аптеке - не превышает ли он установленный аптекой срок.
4. Проверить фактическое наличие товара на остатках аптеки - особое внимание следует уделить товарам, книжные остатки которых равны 1 или меньше, относятся к дефектуре или редким позициям.
Выбор отчетов для анализа зависит от возможностей вашей программы автоматизации. Например, в программе М-АПТЕКА плюс от АйТи-Аптека реализован специализированны инструмент Возраст остатков - он позволяет не просто выявить товары, дни наличия которых превышает заданное значение, но и сразу провести с данными товарами следующую работу - создать соответствующие документы по выбранным товарам автоматически:
- списать товар,
- выполнить переоценку,
- переместить в другую аптеку сети,
- сделать возврат поставщику
Подробнее об инструменте Возрасте остатков в нашем видео
Также для выявления товаров без движения можно использовать такие отчеты как:
- Товары без движения - данный отчет используется для товаров, по которым еще не выполнялись переоценка или перемещения;
- Наличие товара в отделе на начало дня - для товаров, по которым переоценка или перемещение уже могли быть выполнены;
- Отчет по срокам годности - выявление товаров, срок годности которых истекает на заданное число.
Для товаров, срок годности которых истекает менее чем через 4-6 месяцев, работа выполняется по регламенту для товаров с истекающими сроками годности.
Для товаров, срок нахождения на остатках которых превышает установленное аптекой, необходимо выполнить одну из операций: переоценку, списание, если аптека сетевая, то можно рассмотреть вариант с перемещением товара в другую аптеку, где он пользуется большим спросом, либо попытаться вернуть поставщику.
Если в процессе проверки фактического наличия товара в отделе было выявлено его отсутствие, то такие позиции необходимо списать.
При работе с неликвидами важно помнить, что в ассортименте аптеки есть товары из списка «Обязательного ассортимента» и могут присутствовать позиции по маркетинговым активностям - к ним стандартные алгоритмы работы с неликвидами не применяются!
Одним из важных этапов работы с непродающимся ассортиментом является анализ причин избыточного появления таких позиции и их устранение!
Причины попадания товара в неликвиды:
- неправильно сформирована ассортиментная матрица аптеки
- отсутствие знаний по технологиям продаж у сотрудников первого стола
- неверно установлена цена на товар
- отсутствие ценника на данный товар
- неправильная выкладка товара в торговом зале или вообще отсутствие выкладки товара (для товаров безрецептурного отпуска)
- не оптимизированы товарные запасы
- отсутствие маркетинговых активностей: реклама, акции по стимулированию сбыта
- Разработка ассортиментной матрицы в аптеке
- Категорийный менеджмент - от теории к практике
- "Инструменты-помощники" для первостольников в программе М-АПТЕКА плюс
- Эффективное ценообразование в аптеке
- Как оптимизировать заказ у поставщиков в аптеке?
- Работа с фармпроизводителями и маркетинговыми союзами как инструмент увеличения выручки аптек
Запишитесь на нашу бесплатную презентацию, и мы покажем и расскажем обо всех возможностях нашей программы!
Или прямо сейчас вы можете посмотреть видео о модулях программы, которые могут вам помочь при продажах: