RNC Pharma: в российском фармритейле складываются условия к возобновлению инвестиционной активности
RNC Pharma: в российском фармритейле складываются условия к возобновлению инвестиционной активности
В прошлом году российская фармрозница показала рост выручки по категории лек. препаратов на уровне 7,7% в рублях. Результат на фоне показателей 2020 г. или 2022 г. в общем-то скромный, но для рынка очень значимый, поскольку это заметно больше уровня инфляции в отрасли, которую Росстат оценивает на уровне 6,1%, а значит на рынке фактически возобновился рост потребления. К тому же госсектор в прошлом году стагнировал, что в общем-то должно стимулировать интерес к ритейлу в качестве объекта для инвестиционной активности. Конечно, при условии, что этот тренд будет носить долгосрочный характер, пока есть ощущение, что дно кризиса пройдено и далее нас ожидает восходящий тренд. Тем более что к этому есть все предпосылки, в частности внушительный рост реальных располагаемых доходов населения на уровне 5,4% по итогам 2023 г.
Направления этих активностей для ритейла могут быть самыми различными, начиная от активизации процесса развития инфраструктуры и формирования новых ассоциативных форматов, до вопросов расширения ассортимента, разрешённого к продаже в рамках аптечного канала. Собственно, в прошлом году мы могли воочию наблюдать примеры всех перечисленных движений от разных участников рынка. По части развития базовой инфраструктуры российская фармрозница после провала, который наблюдался летом, возобновила количественный рост и по состоянию на декабрь 2023 г. в нашей стране фактически осуществляли деятельность порядка 80,7 тыс. аптечных учреждений – на 2,6 тыс. точек больше, чем годом ранее. Здесь, кстати, есть свои герои, в частности «Апрель», компания в 2023 г. расширила число аптечных учреждений на 2062 шт., второй результат из числа классических аптечных сетей у «Риглы», она подросла на 523 объекта. Агрегативный же формат в прошлом года активно развивали все участники, но максимум усилий тут, наверное, задействовал «Пульс», который развивает интернет-аптеку Polza.ru.
Что касается борьбы за расширение ассортимента, то внешне этот процесс вряд ли можно назвать интенсивным, но работа здесь тоже проводится, в частности, осенью прошлого года с очередным предложением разрешить продажу ветеринарных препаратов в аптеках выступила «СоюзФарма», напомним первую попытку лоббисты сделали ещё в 2021 г. Идея откровенно говоря слабая, общий объём продаж ветеринарных препаратов в ритейле в 2023 г. составил 35,3 млрд. руб., это что-то порядка 1,5% от общего объёма российской фармрозницы, а суммарный ассортимент препаратов, который теоретически представляет интерес для аптек, исчисляется 15-20 торговыми марками. В общем это не те деньги, которые даже в теории представляют интерес для участников рынка, а если учесть, что инициатива фактически «похоронит» сегмент ветеринарных аптек с довольно специфической продуктовой матрицей, последствия вообще крайне сомнительные.
Следующая любопытная инициатива имеет ещё более длительную историю, в частности предложение по развитию мобильных аптек, которое Госдума РФ должна рассмотреть уже в весеннюю сессию 2024 г. И в этом же ряду можно обозначить инициативу о наделении правом продажи ЛП участковых больниц в регионах. Не понятно, проводились ли реальные расчёты экономики данных предложений, надо думать, что при погружении в вопрос инициаторов ждёт много интересного. Увы, пока это можно воспринимать только в качестве довольно грубых суррогатов нормального и главное давно отработанного формата онлайн продаж. Который, кстати, при учёте сформулированных в законе ограничений, даже спустя год с момента старта эксперимента запустить, по сути, так и не удалось, для пользователя это скорее захватывающий квест, а не реально работающий инструмент.
Таб. ТОП аптечных сетей и объединений по доле на розничном-коммерческом рынке ЛП России по итогам 2023 г.
источник: rncph.ru